Вы здесь

Гендерный подход к обучению

Опубликовано вт, 07/02/2013 - 10:29 пользователем Galena

Задумывались ли вы, почему подавляющее большинство медалистов в наших школах – девочки? Хотя в процентном отношении умных мальчиков должно быть больше, чем девочек. Все очень просто: наша школа как будто специально сконструирована и приспособлена для девочек с доминирующим левым полушарием; в то же время большинство мальчиков правополушарные, которые очень тяжело встраиваются в школьную систему и тяжело подчиняется преподавателям (тем более в большинстве своем учителя в школе – женщины).

На протяжении многих столетий в образовании всегда был гендерный подход. Однако изменения, произошедшие в мире в ХХ веке, поставили на повестку дня задачу о более массовом образовании и девочек, и мальчиков. А школа ответила на эти вызовы, объединив всех детей в общих школах. Западное общество, более гибкое и свободное, сумело сохранить мотивацию для мальчиков в получении знаний и образования. Мальчики в СССР, а затем и в России были просто поставлены в жесткие условия системы, где они должны были выжить. Мальчики и до сих пор сражаются против школьного тоталитаризма, но часто система оказывается сильнее, уродуя наших детей.

В нашей школе наиболее успешно учатся левополушарные девочки, для которых наиболее оптимален объяснительно-иллюстративный метод обучения. Они достаточно послушны, могут вытерпеть 45-минутное бездействие на уроке. Они хорошо приспособлены получать новые знания, слушая учителя. Для них характерна механическое запоминание материала, исполнительность и прилежание. Они хорошо реагируют на сотрудничество с учителем. Именно среди таких девочек и появляются медалисты и отличники. Если учитель во время их хвалит и адекватно оценивает, с ними очень легко и интересно работать.

Мальчики в большинстве правополушарные. Они всегда стремятся к личному успеху, им надо сразу же обозначить себя, быть на виду. Им тяжело сидеть в бездействии 45 минут, и тут начинаются проблемы: они мешают учителю! Буквально с первого класса учителя разворачивают настоящую войну против активных мальчишек. Но чем больше у мальчишек появляется тестостерона в крови, тем более непримиримой становится часто и война. Западная система образования изобрела большое многообразие школ для подобных детей. Наша же школа придумала только закрытые военизированные школы, где мальчишек доламывают уже воспитатели – мужчины. Мальчики учатся быть послушными и встраиваться в строгую иерархию, навсегда теряя способность иметь свое мнение и строить свою жизнь самостоятельно.

Что необходимо знать, берясь за воспитание мальчиков? Прежде всего, что мальчики – исследователи, и работая с ними необходимо использовать проблемный и исследовательский метод в решении образовательных задач. Обязательна привязка к решению практических задач.

Сейчас работаю репетитором английского языка. Как ни странно, большинство учеников – мальчики! Есть те, которые просто учат разговорный, который школа практически не дает. А есть мальчишки, которые просто бракуются нашей школой по непонятной причине. Как работать с мальчиками?

  1. Сначала учить говорить! Для мальчиков это сложнее, вспомните, что мальчики и говорить начинают позже своих сверстников в младенчестве. Только когда у них будет оттиск знакомых фраз в голове, они смогут читать и понимать грамматику.
  2. Привязывать к урокам материалы, которые им интересны. Это может быть музыка: «А давай-ка поучим слова песни, которую ты часто слушаешь». Это могут быть их любимые мульты, которые они смотрят с переводом: там, как правило, довольно несложная лексика. Смотреть мультики можно с субтитрами, разбирая слова и выражения. Задача практическая для них постепенно становится приемлемой – «Я же скоро буду понимать все по-английски»! Как можно больше знать об ученике, чтобы понять, какая грань английского ему покажется более полезной: иногда это бывает и просто оценка в школе, что тоже часто одна из практических задач.
  3. Придумывать проекты и вместе делать. Я, например, со своими учениками делала книжки про зоопарк (см. http://res.lc/node/20 ) Сейчас планирую сделать книжку про достопримечательности Москвы или про ее проблемы.

Главное – озадачьте мальчишек! Им нравятся открытия, исследования, а еще – вершины: я могу вот так, а другой – не может. Они в постоянном совершенствовании и споре со сверстниками: помогайте им найти себя.

Галина Лапинская